Срок вручения уведомления о подозрении предлагается ограничить 6 месяцами

3 марта, 2016

По инициативе Комитета законотворческих инициатив по вопросам адвокатской деятельности Национальной ассоциации адвокатов Украины на рассмотрение Парламента группой депутатов был внесен законопроект № 4270 от 18.03.2016 г., которым предусматривается внесение изменений в статью 276 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Авторами предлагается законодательно предусмотреть четкий срок осуществления уведомления о подозрении конкретному лицу в конкретном уголовном производстве – не более 6 месяцев с момента внесения сведений о соответствующем уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований. Если в этот срок письменное уведомление о подозрении никому не вручено, прокурор, следственный судья обязаны закрыть производство по делу. Согласно проекту, в исключительных случаях срок вручения письменного уведомления о подозрении может быть продлен следственным судьей до 12 месяцев.

В  пояснительной записке к законопроекту авторы ссылаются на практику Европейского суда по правам человека, который в своих решениях неоднократно акцентировал внимание на необходимости строгого соблюдения разумных сроков во время уголовного производства. Практика же применения УПК Украины свидетельствует о том, что органы досудебного расследования, широко пользуясь несовершенством действующего законодательства, игнорируют принцип разумных сроков при решении вопроса о вручении подозрения. В результате сотни тысяч граждан, годами не имея статуса подозреваемого или обвиняемого в своих делах, фактически все это время находятся в состоянии искусственного ограничения своих процессуальных прав. Поскольку отсутствие уведомления о подозрении не мешает органам правопорядка после внесения «фактовых» сведений в ЕРДР проводить в отношении конкретных граждан негласные методы следствия, следственные действия (в частности, обыски), контроль переписки, применять другие ограничения прав. И все это время возможности для защиты у таких лиц существенно ограничены. Как правило, такие производства регистрируются на основании рапортов о непосредственном обнаружении правонарушений (т.е. внутренних документов), которые в большинстве случаев не содержат достаточных исходных данных, которые указывали бы на преступление. Вопреки требованиям Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, человек в этом случае не может воспользоваться статьей 6 Конвенции, т.е. допрашивать свидетелей обвинения или требовать, чтобы их допросили, требовать вызова и допроса свидетелей защиты на условиях, идентичных свидетелям обвинения.

На устранение этих неувязок и направлен законопроект. Как его воспримут парламентарии – покажет время.